Охрана труда
Производственный травматизм
Меры профилактики производственного травматизма:
1. Создание нанимателем безопасных условий труда, т.е. таких, при которых исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов.
2. Систематический анализ причин (технических, организационных, личностных) возникновения травм на производстве, принятие незамедлительных мер по их устранению и недопущению - являются одним из важнейших условий искоренения производственного травматизма или сведения его к минимуму.
3. Квалифицированное проведение следующих инструктажей работников по технике безопасности:
Вводный инструктаж - должны проходить работники, впервые поступившие на предприятие, и учащиеся, направленные для производственной практики. Вводный инструктаж знакомит с правилами по технике безопасности, внутреннего распорядка предприятия, основными причинами несчастных случаев и порядком оказания первой медицинской помощи при несчастном случае.
Инструктаж на рабочем месте (первичный) - должны пройти работники, вновь поступившие на предприятие или переведенные на другое место работы, и учащиеся, проходящие производственную практику.
Периодический (повторный) инструктаж - проводится с целью проверки знаний и умений работников применять навыки, полученные ими при вводном инструктаже и на рабочем месте. Независимо от квалификации и от стажа работы этот вид инструктажа должны проходить работники торговли и общественно питания (не реже одного раза в шесть месяцев), работники производственных предприятий (не реже одного раза в три месяца).
Внеплановый инструктаж - проводится на рабочем месте при замене оборудования, изменении технологического процесса или после несчастных случаев из-за недостаточности предыдущего инструктажа.
Текущий инструктаж - проводится после выявления нарушений правил и инструкций по технике безопасности или при выполнении работ по допуску – наряду.
4. Индивидуальная воспитательная работа с лицами, относящимися по субъективным причинам к потенциальным нарушителям мер безопасности.
Все эти меры помогут избежать производственного травматизма или свести его к минимуму.
Травматизм занимает ведущее место в структуре заболеваемости и является одной из основных причин первичной инвалидности и смертности взрослого населения и детей. Ежегодно в Республике Беларусь травмируется около 800 тысяч человек, из них около 120 тысяч - дети. В структуре травматизма, по данным РНПЦ травматологии и ортопедии, преобладают: бытовые травмы – 56, 1%, уличные - 17,5%, детские – 16,5%, спортивные – 6,8%, производственные – 1,3%, дорожно – транспортные – 1,8%. И хотя в структуре травм производственные на первый взгляд не самые масштабные, но они охватывают около 10,5 тысяч наиболее дееспособной части населения и наносят большой материальный, физический и моральный урон.
Что же такое производственная травма?
Производственная травма – это внезапное повреждение, возникающее при выполнении работы или нахождения на предприятиях (учреждениях), влекущее за собой нарушение целостности тканей, правильного функционирования отдельных органов и потерю трудоспособности на какое-то время.
Повторение несчастных случаев, связанных с производством, называется травматизмом.
Виды производственных травм (несчастных случаев)
Несчастные случаи делятся:
1) По количеству пострадавших:
одиночные (пострадал один человек);
групповые (пострадало одновременно два и более человека);
2) По тяжести:
легкие (уколы, царапины, ссадины);
тяжелые (переломы костей, сотрясение мозга);
с летальным исходом (пострадавший умирает).
3) В зависимости от обстоятельств:
связанные с производством;
не связанные с производством, но связанные с работой;
несчастные случаи в быту.
Несчастные случаи, не связанные с производством, могут быть отнесены к несчастным случаям, связанным с работой или к несчастным случаям в быту. Несчастный случай признается связанным с работой, если он произошел при выполнении каких – либо действий в интересах предприятия за его пределами (в пути на работу или с работы), при выполнении государственных или общественных обязанностей, при выполнении долга гражданина РБ по спасению человеческой жизни и т.п.
По причинам, вызвавшим травмы: механические, термические, электрические, химические.
По характеру: раны, ушибы, переломы костей, вывихи, ожоги термические и химические, попадание инородных тел в глаза.
Многие из вышеперечисленных видов травм связаны с образованием открытой раны, через которую могут попадать разные инфекции и вызывать воспалительный процесс, вплоть до нагноения. Гнойничковые заболевания являются наиболее частой формой осложнения травм. Особенно это относится к небольшим травмам, то есть микротравмам (царапинам, ссадинам, небольшим порезам, уколам и т.п.), когда пострадавшие не уделяют им серьезного внимания и не обращаются за медицинской помощью. Продолжая работать с открытой ранкой, рабочие загрязняют ее, способствуя более быстрому и интенсивному инфицированию.
Причины производственных травм
Причины возникновения производственных травм условно можно разделить на три категории:
1. Технические - в большинстве случаев проявляются как результат конструктивных недостатков оборудования, недостаточности освещения, неисправности защитных средств, оградительных устройств и т.п. Последнее относится, прежде всего, ко всем вращающимся и движущимся узлам и агрегатам оборудования, а также к частям оборудования, находящегося под током (клеммам, рубильникам, малоизолированным проводам и т.п.), емкостям с сильнодействующими веществами, горячим поверхностям т.д.
2. Организационные – несоблюдение правил техники безопасности из-за неподготовленности работников. Низкая организация работы, отсутствие надлежащего контроля за производственным процессом и др.
3. Личностные - (человеческий фактор) – особенности характера и наклонностей работающего, его отношение к собственному здоровью и строгому выполнению всех мер безопасности на производстве.
Все вышеперечисленные причины являются как бы общими, порождающими травматизм. Непосредственными же факторами травмирования наиболее часто являются: падение рабочего с высоты, падение тяжестей, отлетание деталей, осколков или инструментом, попадание рукой или другим частям тела в механизмы или другое движущееся оборудование, удары инструментов по руке, ноге или другими частями тела, попадание в глаза пыли, мелких осколков и т.п., отлетание горячих искр, соприкосновение с горячими поверхностями или жидкостями, проводниками, находящимися под током, едкими жидкостями и другими веществами.
Оказание медицинской помощи при производственной травме
Оказание медицинской помощи зависит от тяжести полученной травмы и состояния травмированного. Действия очевидцев производственной травмы можно разделить условно на три основных этапа:
1. Помощь на месте происшествия, которая может быть оказана медработниками (например, фельдшером здравпункта, если травма произошла на территории предприятия) или людьми, не имеющими специальной медицинской подготовки, в том числе и самим пострадавшим.
2. Транспортировка пострадавшего (при необходимости) в медицинское учреждение. Основные требования к ней – быстрота и обеспечение оптимальных условий для больного.
3. Лечение больного в специализированном отделении больницы или амбулаторно-поликлиническом учреждении
В государственном учреждении образования «Детский сад 25 г.Гродно» работа по охране труда и осуществлению мер по созданию условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников и воспитанников в процессе трудовой деятельности, профилактики, снижению производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, несчастных случаев во время образовательного процесса выработана определенная система работы.
Приоритетным является сохранение жизни, здоровья воспитанников и работников учреждения образования по отношению к результатам образовательного процесса воспитанников и трудовой деятельности работников учреждения образования.
Общее руководство работой и контролем над состоянием охраны труда в детском саду возложено на заведующего учреждением. Согласно своим должностным обязанностям по обеспечению здоровых и безопасных условий труда для работников и образовательного процесса для воспитанников, работу по охране труда осуществляет заместитель заведующего по основной деятельности заведующий хозяйством. В свою очередь на воспитателей дошкольного образования и других педагогических работников возлагаются обязанности по контролю над выполнением воспитанников установленных в учреждении правил и инструкций по безопасности, инструкций по охране труда, согласно своим должностным обязанностям.
В учреждении ведется целенаправленная работа по предупреждению травматизма и созданию безопасных условий труда работников. Контролируется выполнение Директивы Президента Республики Беларусь №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».
Обеспечение здоровья и безопасных условий труда на каждом рабочем месте для работников и воспитанников представлено через:
- организацию технических осмотров, испытаний, освидетельствования состояния здания, оборудования, территории;
- обеспечение работников, необходимыми средствами защиты, материально – техническое обеспечение;
- организацию обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
- организацию проверки знаний по вопросам охраны труда;
- организацию проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно–технического состояния условий и охраны труда;
- пропаганду и внедрение передового опыта безопасных методов и приёмов труда, сотрудничество с работниками.
Периодический контроль над созданием здоровых и безопасных условий труда работникам в учреждении также осуществляет общественный инспектор, профсоюзный комитет.
Проводятся инструктажи и проверка знаний по вопросам охраны труда, а так же систематическое информирование работников об условиях труда, производственном травматизме, аварийности, профессиональной заболеваемости.
Ведется необходимая документация (журналы учёта рабочего времени, журнал по организации ограничения доступа в учреждение и т.п.).
Значительное внимание уделяется улучшению санитарно-бытовых условий работников (оборудована бытовая комната для переодевания, отдыха и питания техперсонала, обеспеченность спецодеждой составляет 100%).
Наглядная агитация по охране труда в учреждении представлена следующим образом: стенд «Охрана труда», информационный стенд для размещения тематических плакатов и листовок; в группах - уголки по правилам безопасности для воспитанников; тематическая страница на сайте учреждения.
Разрабатывается и выполняется план по охране труда; заключено соглашение по охране труда между администрацией и профсоюзным комитетом учреждения на текущий год.
Каждый последний четверг месяца проходит День охраны труда.
Два раза в год отрабатываются действия работников и воспитанников на случай пожара и один раз в год проводится День гражданской обороны.
Ежегодно проводится проверка состояния охраны труда комиссией административно-общественного контроля при приемке учреждения к новому учебному году.
В учреждении функционирует добровольная пожарная дружина.
Создана общественная комиссия по охране труда. Разработан план работы общественной комиссии по охране труда, ведутся журналы контроля за состоянием охраны труда в учреждении.
Своевременно проводится обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда руководителя, специалистов, других работников.
В учреждении создана комиссия по проверке знаний по вопросам охраны труда у педагогического состава и технического персонала.
В дошкольном учреждении ведётся целенаправленная работа по предупреждению травматизма и созданию безопасных условий труда работников. Контролируется выполнение Директивы Президента Республики Беларусь №1 « О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», организована работа с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда.
1.Профессиональные заболевания педагогов.
Профессия «педагог», иначе «работа сердца и нервов», требует буквально ежедневного, даже ежечасного расходования огромных душевных сил. Умение владеть собой, держать себя в руках – один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят его и профессиональные успехи, и психологическое здоровье. Что касается профессиональной деятельности педагога дошкольного образования…. Она характеризуется огромной нагрузкой на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего дня протекает в напряженной обстановке: эмоционально насыщенная деятельность, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода оказывают отрицательное влияние на физическое самочувствие. Речь идет о нервозности, раздражительности, усталости, разного рода недомоганиях.
Согласно исследованиям среди заболеваний педагогов ДОУ, связанных с их профессиональной деятельностью, наиболее часто встречаются:
патология голосообразующего аппарата.
психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы, психастении и пр.).
утомление глаз, снижение остроты зрения.
остеохондроз.
хроническая венозная недостаточность.
простудные заболевания, грипп.
По показателям 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:
– после 10-ти лет работы более 35% педагогов;
– после 15-ти лет стажа – 40%;
– после 20-ти лет – более 50 % педагогов.
Причинами заболеваний являются:
отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
снижение двигательной активности;
эмоциональная перенапряженность;
большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;
отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
использование авторитарного стиля руководства.
Для того чтобы предупредить их возникновение и развитие, необходимо регулярно проводить профилактические мероприятия.
2.Профилактика профзаболеваний.
Профилактика нарушений голосообразования.
Как правило, причинами нарушения голосообразования у педагогов являются общее переутомление, длительное систематическое напряжение голоса, частые ОРЗ, ларингиты, фарингиты и продолжающиеся воспалительные процессы в дыхательных путях.
Заболевание протекает в виде фонастении, при которой отмечается ослабление напряжения голосовых связок и нарушение ритма их движения еще до звуковоспроизведения. Больные жалуются на хрипоту, ощущение першения, царапанья в горле, быструю утомляемость голоса, которая может наступить через 5-10 мин после начала занятия. Наблюдается повышенное слюноотделение, отхаркивание, кашель. Повторные попытки продлить занятие приводят к хрипоте и еще большей утомляемости голоса: появляется дрожание, изменяется его тембр. Голос на низких диапазонах прерывается, и в конце концов наступает афония - полная потеря звучности голоса.
В целях профилактики нарушения голосообразования можно освоить реберно-диафрагмальное дыхание. В этом случае в процессе дыхания активно участвуют мышцы брюшного пресса. Воздух должен плавно заполнить глубокие отделы дыхательных путей и как бы лечь на диафрагму. Для этого во время разговора необходимо расслаблять плечи, шею, лицо и делать ровный выдох. Вдох следует делать только через нос, поскольку в носоглотке воздух очищается от пыли и микробов, согревается и увлажняется, а проходя через ротоглотку, остается неочищенным, холодным и сухим, из-за чего происходит раздражение голосовых связок.
Большую роль в профилактике заболеваний голосообразующего аппарата играет закаливание. Для закаленного человека неважно, есть разница между температурой голосовых связок и температурой вдыхаемого воздуха или нет. Даже если разница велика, раздражения связок не будет.
Сберечь голос педагогам также помогут следующие советы:
В шумной обстановке не пытайтесь перекричать детей, а в спокойной - не переходите на шепот. В обоих случаях происходит раздражение голосовых связок.
Накануне мероприятий, во время которых нужно много говорить, не перегревайтесь в ванне или бане. Из-за этого голосовые связки могут покраснеть и отечь.
Во время длительной речи (чтения вслух) делайте паузы, для того чтобы выпить несколько глотков воды.
При болезнях носоглотки и горла, признаках переутомления связок и заболеваниях гортани снизьте на несколько дней речевую нагрузку.
Для профилактики и лечения воспалительных заболеваний гортани можно использовать: Фалиминт, Стрепсилс, Анти-Ангин, Фарингосепт, Биопарокс.
Основы психогигиены и устранения нервно-психического напряжения
Работа педагога связана с частыми микрострессами и нервно-эмоциональным напряжением. Стресс характеризуется двуликостью: с одной стороны, это защитная реакция, с другой - сильный и часто повторяемый стресс приносит страдания и вызывает болезни.
В борьбе со стрессом помогают:
переключение на другие виды деятельности;
разговор о наболевшем как с близким, так и с малознакомым человеком;
ведение дневника;
танцы и физические упражнения;
массаж и самомассаж.
Снять нервное напряжение также можно, раздражая ладони (с помощью шариков, орехов и пр.), массируя мизинец, перекатывая в ладонях длинный стержень, авторучку или карандаш.
Для поддержания психологического равновесия в критической ситуации педагогам необходимо овладеть навыками аутотренинга и релаксации. Провести сеанс релаксации педагог может, например, во время дневного сна детей.
Снизить возбудимость к вечеру и улучшить сон позволяют такие лекарственные растения, как овес, пустырник, валериана лекарственная, хмель обыкновенный, душица. Хороший результат дает сон на подушке, набитой шишками хмеля, а также вечернее ополаскивание лица, ладоней и стоп холодным отваром мелиссы или чабреца.
Рекомендации по питанию при стрессе
При стрессе в рацион питания нужно включать:
витамины группы В. Они содержатся в том числе в кисломолочных продуктах, где есть лакто-, стрепто-, ацидофило- и бифидобактерии (йогурте, кефире, бифидоке, твороге, сырах);
- лосось, треску, палтус, устрицы и морепродукты, богатые полезными жирными кислотами омега-3, которые улучшают мозговую деятельность, снижают воспаления в суставах, защищают сердце и сосуды;
- черный или зеленый чай, кофе, какао, шоколад. Эти продукты стимулируют выработку в мозге серотонина - вещества, которое отвечает за хорошее настроение;
- пряные растения и специи: они увеличивают количество Т- и В-лимфоцитов главных клеток иммунной системы и таким образом повышают иммунитет и сопротивляемость "жизненным бурям". При физическом перенапряжении полезно употребление продуктов с бергамотом, иссопом, майораном, мятой, орегано. При умственном перенапряжении - с базиликом, корицей, гвоздикой, можжевельником, мелиссой, укропом, чабрецом, мятой, бергамотом. Настроение, эмоциональный тонус повышают чаи с бергамотом, корицей, мелиссой;
- свежую зелень. Хлорофилл - зеленый пигмент растений - помогает в борьбе с гипоксией, способствует снабжению организма кислородом;
-разноцветные овощи и фрукты: болгарский перец разных цветов, помидоры, свеклу, морковь, шпинат, черешковый сельдерей, капусту (брокколи и цветную), лук (репчатый, красный, зеленый, порей), бананы (богаты солями калия, а также содержат вещества, повышающие настроение), цитрусовые;
-овощи и фрукты, содержащие пектины, которые выводят из организма соли тяжелых металлов и радиоактивные вещества. Пектинами богаты хурма, крыжовник, яблоки, смородина, особенно красная.
Также рекомендуется увеличить объем принимаемой жидкости (до восьми стаканов в день к тому количеству, которое выпивается ежедневно).
Настроение, эмоции и работоспособность человека подчиняются изменениям уровня глюкозы, поэтому нельзя пропускать завтрак. Обязательный завтрак - один из ключей к избавлению от лишних килограммов: не ощущая зверского голода к середине дня, педагог вряд ли начнет утолять его калорийными сладостями.
Есть нужно каждые 3-4 часа понемногу. Обычно бывает достаточно трех полноценных приемов пищи и двух-трех перекусов между ними. Такой режим питания поможет педагогам достичь оптимального уровня работоспособности и внутреннего равновесия. Стабильная поддержка организма высококачественным "топливом" поможет ему эффективнее справляться со стрессом, а не требовать быстрых углеводов.
Специалисты уверены: маниакальный подсчет калорий усиливает стресс. Лучше считать порции. Сбалансированный прием пищи включает в себя две порции белков, две порции фруктов, пять порций овощей и две порции зерновых продуктов в день. Другими словами, правильный завтрак - это 1-2 яйца, горсть мелкорубленых томатов, горсть клубники и две горсти вареного геркулеса. Второй завтрак (ланч) может выглядеть как 120-150 г лосося, маленькая цельнозерновая булочка и по горсти вареного риса, фасоли и фруктов.
Профилактика утомления органов зрения
Работа воспитателей, логопедов, медицинских работников ДОУ связана с большой нагрузкой на органы зрения. В результате происходит утомление цилиарной мышцы (мышцы, окольцовывающей хрусталик глаза) и, соответственно, усталость самих глаз.
В целях профилактики утомления органов зрения необходимо в первую очередь соблюдать элементарные правила гигиены на рабочем месте (следить за тем, чтобы в помещении был достаточный уровень освещенности, принимать правильную позу при чтении и письме и др.), а также чередовать зрительную нагрузку с отдыхом.
Нельзя забывать и о правильном питании. Пища должна быть богатой витамином А (каротином), который есть в мясе, рыбе, желтках яиц, молоке и молочных продуктах. Неактивная форма этого витамина содержится в ряде овощей и фруктов, преимущественно красного и оранжевого цветов (моркови, красном перце, томатах, шиповнике, облепихе), а также в капусте, зеленом луке, салате, щавеле и петрушке. Переход каротина в активную форму лучше осуществляется при участии жиров, поэтому овощи и фрукты лучше употреблять в виде салатов со сметаной или с растительным маслом.
Упражнения для снятия усталости глаз:
закрыть глаза, расслабиться, одновременно нажимая на внутренние уголки глаз подушечками большого и указательного пальцев руки;
пример - крепко зажмурить глаза на 1-2 мин, затем открыть на 3-5 мин. Повторить шесть-восемь раз;
быстро моргать в течение 1 мин;
закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений указательного или среднего пальцев в течение 1 мин;
располагая палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, посмотреть вдаль прямо перед собой, затем перевести взгляд на кончик пальца и посмотреть на него. Повторить 10-12 раз;
располагая палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на кончик пальца 1-2 мин. Затем прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 1-2 мин. Убрать ладонь и вновь смотреть двумя глазами на кончик пальца 1-2 мин. Повторить 5-6 раз. То же выполнить с пальцем левой руки и правым глазом;
рисовать взглядом различные фигуры, цифры, буквы алфавита на стене в течение 1 мин;
сделать массаж рук, начиная с кончика мизинца до локтя.
Профилактика остеохондроза
В целях профилактики остеохондроза всем сотрудникам ДОУ следует ежедневно делать гимнастику, а также массаж и самомассаж шейно-воротниковой зоны, плечевых суставов и грудного отдела позвоночника.
Важно также следить за своим питанием. Пища должна быть богата витаминами В1 (тиамином), В12 (цианкобаламином) и С (аскорбиновой кислотой). Витамин В1 содержится в изделиях из муки грубого помола, гречневой и овсяной крупе, в зернобобовых, печени, цветной капусте, картофеле и дрожжах (особенно пивных); витамин В12 - в мясе, печени, икре, молочных продуктах и яйцах; витамин С - в цитрусовых, шиповнике, черной смородине, квашеной капусте, щавеле, укропе и яблоках.
Риск возникновения и развития остеохондроза снижают регулярные водные упражнения, в т. ч. подводное вытяжение, а также ношение специальных грудных корректоров, поясов штангиста или легких корсетов.
Сотрудникам со склонностью к остеохондрозу нужно строго следить за своим весом - не допускать его увеличения.
Работникам пищеблока ДОУ необходимо освоить правила правильного поднятия и переноса тяжестей: поднимая тяжесть с земли, надо присесть, держа спину прямо; нести груз следует впереди себя ближе к туловищу; тяжелую вещь лучше всего переносить на плече.
Профилактика хронической венозной недостаточности
В целях профилактики хронической венозной недостаточности необходимо тщательно подбирать одежду и обувь: избегать ношения плотно облегающей одежды, тесной обуви и обуви на высоком каблуке (лучше носить обувь средней высоты).
Тепловое воздействие способствует расширению вен, поэтому следует избегать горячих ванн, русской бани, длительного пребывания на солнце, а также сильных физических нагрузок. Следует помнить, что некоторые виды спорта противопоказаны людям с хронической венозной недостаточностью. Доказано, что при занятиях большим теннисом, греблей, тяжелой атлетикой увеличивается давление на стенки вен.
Правила профилактики венозной недостаточности:
Во время длительной работы в положении стоя или сидя периодически делать разминку для ног.
После длительной нагрузки ополоснуть ноги прохладной водой и подержать их в приподнятом положении: сидя на стуле, положить ноги на рядом стоящий стул; лежа в кровати, подложить под них валик или подушку.
В конце рабочего дня сделать легкий массаж ног (совершая поглаживающие движения от стоп к бедрам) и массаж стоп (совершая движения в направлении от пальцев к пятке и в поперечном направлении).
Для снятия усталости ног можно потоптать стопами орехи.
В профилактике хронической венозной недостаточности большое значение также имеют рациональное питание и борьба с избыточным весом.
Профилактика простудных заболеваний и гриппа
Поскольку сотрудники ДОУ относятся к группе риска заражения гриппом и респираторными инфекциями, необходимы особые меры по профилактике этих заболеваний, особенно в осенне-зимний период.
Возбудители гриппа или респираторных инфекций проникают в организм человека через верхние дыхательные пути и находятся на их поверхности до внедрения в клетки тканей в течение 3-6 часов. После работы, посещения массовых мероприятий, поездки в транспорте или контакта с человеком с признаками заболевания необходимо прополоскать горло и промыть носовые ходы раствором соды, фурацилина, слабо-розовым раствором марганцовокислого калия, раствором настойки календулы или эвкалипта. Носовые ходы можно также промыть мыльным или теплым солевым раствором. В период эпидемии гриппа рекомендуется смазывать носовые ходы Оксолиновой мазью или Вифероном, которые препятствуют проникновению вируса в клетки организма. Прививки против гриппа проводятся в предэпидемический период: как правило, осенью (в октябре-ноябре).
В целях повышения общей сопротивляемости организма необходимо регулярно выполнять комплекс гигиенической гимнастики, проводить закаливающие процедуры, совершать прогулки на свежем воздухе. В рационе питания должны обязательно присутствовать продукты, содержащие аскорбиновую кислоту (цитрусовые, шиповник, черная смородина, квашеная капуста, щавель, укроп, яблоки) и фитонциды (лук, чеснок).
С целью профилактики возникновения гриппа рекомендуется принимать инактивирующие вирусы препараты: Ремантадин, Арбидол, Амиксин и др.
3.Общие рекомендации сотрудникам ДОУ по сохранению здоровья
Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, можно не только предотвратить развитие различных заболеваний, но и достичь снижения синдрома профессионального выгорания:
Научитесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки. Выбор и соблюдение рационального ритма и режима работы приводят к экономичному расходованию энергетического потенциала нервной системы, освобождают мозг от излишней информации и снижают нервно-психическую напряженность.
Поддерживайте себя в хорошей физической форме. Не стоит забывать, что между состоянием тела и эмоциями существует тесная связь: гиподинамия, неправильное питание, курение, злоупотребление спиртными напитками усугубляют развитие различных заболеваний. Полезны прогулки на свежем воздухе, посещение бассейна. При физической деятельности после напряженной умственной работы возникает, как говорил И.П. Павлов, "мышечная радость", которая повышает настроение и энергетический потенциал человека.
Закаляйтесь. Во время закаливающих процедур, помимо укрепления иммунитета, происходит выброс большого количества гормонов радости - эндорфинов.
Обеспечьте себе достаточный по продолжительности сон. Во время сна через наш мозг проходят миллионы нервных импульсов; полезная информация, накопленная за день, остается в памяти, а ненужная - удаляется.
Рационально питайтесь.
Овладевайте навыками саморегуляции. Релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительный внутренний настрой способствуют снижению стресса, ведущего к выгоранию, а также уменьшению риска развития различных заболеваний (от стенокардии и гипертонии до онкологической патологии).
Избегайте ненужной конкуренции. Бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, однако такое случается далеко не всегда. Помните, что чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению психоэмоциональных заболеваний.
Ежедневно тренируйте память, заучивая новые слова (например, иностранного языка), решая кроссворды, собирая пазлы и т. д.
Заведите домашних питомцев. Доказано, что психосоматические заболевания встречаются реже у людей, которые имеют в доме кошек, собак, рыбок в аквариуме или других питомцев.
Заключение
В нашем распоряжении девять врачей, данных природой, всегда готовых помочь в создании стопроцентного здоровья:
солнечный свет
свежий воздух
чистая вода
естественное питание
голодание
физические упражнения
отдых
хорошая осанка
разум
Возьмите себе за правила!
Начинайте каждый день с чувством радости.
Поддерживайте это состояние в течение дня.
Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.
Питайтесь регулярно и разнообразно.
Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
Не переедайте на ночь.
Спите не менее 8-ми часов в сутки.
Занимайтесь физическими упражнениями.
Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
Любите свою душу и тело.
Старайтесь окружить их комфортом.
Не надейся на Бога,
И не верь чудесам.
Есть одна лишь подмога:
Помоги себе сам.
Детский травматизм
Основные черты, характеризующие детский травматизм, – распределение по полу и возрасту, видам травматизма – остаются постоянными на протяжении последних 20-30 лет. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.
В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы (60–68%). Причем у детей до 7 лет они составляют около 80% всех повреждений. При этом 78% травм дети получают во дворах, на улицах и только 22% – в помещениях.
Причины детского травматизма:
1. На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным спец.составом;
2. На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;
3. На третьем месте – травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период оттепели;
4. На четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП. Нередки и электротравмы.
Основной причиной несчастных случаев остается
недосмотр взрослых.
Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации.
Так, различные колющие и режущие предметы (ножницы, остро отточенные карандаши, вилки) при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.
Для малышей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, разноцветные пуговицы могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши...
Для детей дошкольного возраста (4–6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, «фрагментированное» внимание. Основное содержание этого возрастного периода – появление начальных форм самосознания. Дети проявляют, с одной стороны, стремление действовать без помощи взрослых, а с другой – активно участвовать в их жизни. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью еще не овладели. У дошкольников, в отличие от детей раннего возраста, основным местом происшествия становится двор.
В зимний период, из-за гололеда, ранения острыми предметами (торчащими из под снега ветками, льдом, невидимыми под снегом осколками стекла и других острых предметов), удары твердыми предметами и о твердые предметы, обморожения, травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, языком, травмирование при катании с горок. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Именно поэтому наиболее часто они получают травмы в игровых ситуациях.
Работа по предупреждению детского травматизма.
Большое внимание мы уделяем ознакомлению педагогов не только со статистикой травмирования детей, но и проводим тщательный анализ причин травм воспитанников характерных для всех сезонов года (при организации прогулок, труда в природе и т.д.)
Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в нашем детском саду предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:
1) Направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;
2) Устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.
Организовать работу по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и обучения в образовательном учреждении на должном уровне не представляется возможным без соответствующей подготовки и отсутствия организационно-распорядительной и нормативной правовой документации. В своей работе по профилактике травматизма у детей мы руководствуемся следующими нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении ,инструкцией по охране жизни и здоровья детей, планом работы учреждения по предупреждению травматизма. В целях предупреждения детского травматизма в учреждении и вне детского сада, предупреждения дорожно-транспортного травматизма, с использованием современных педагогических технологий в детском саду создана система профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса (педагоги, дети, родители). Генеральная цель этой работы – создание условий для предупреждения детского травматизма.
В детском саду ведется работа с педагогическим составом, медицинским персоналом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей.
Особая нагрузка при этом ложится на педагогов: ведь в любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами учреждения, должен разумно организовать деятельность детей в течение всего дня.
В работе по профилактике детского травматизма наш детский сад придерживается следующей системы:
Профилактические мероприятия в детском саду.
1. В детском саду четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:
* оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) перед началом учебного года и весной в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели и администрация нашего детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;
* игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.
2. В весеннее-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;
3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек всех построек, дорожек, детских площадок, входов и наружных лестниц от снега и льда.
4. Воспитателями детского сада в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, при проведении игровых занятий, проводится проверка выносного материала (лопаток и т.п.).
5. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей
Мероприятия с персоналом детского сада по
профилактике детского травматизма: Проводятся целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения выездных мероприятий за пределами детского сада;
3. Проводятся мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
4. Составление плана работы учреждения по предупреждению детского травматизма.
5. Создание уголков безопасности в группах
6. Проведение занятий с воспитанниками по вопросам безопасной жизнедеятельности
Профилактические мероприятия с дошкольниками
Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива учреждения является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность.
Для реализации данной задачи в работе учреждения систематизирована работа по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь: в детском саду имеется методический комплект по обучению детей правилам безопасного поведения.
Работа с родителями по профилактике детского
травматизма
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.
Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.
С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в детском саду проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:
* на родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице;
* ознакомление проводятся через материал, представленный на стендах «уголков безопасности»;
* через проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошкольников в качестве пешеходов и пассажиров;
* показ выставок детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности.
Комиссия
по проверке знаний по вопросам охраны труда
Ступакевич О.Г. - заведующий, председатель комиссии;
Ананенко Н.В. - заместитель заведующего по основной деятельности, член комиссии;
Чемякина Н.И. - заместитель заведующего по хозяйственной работе, член комиссии;
Полозкова Н.М. – общественный инспектор по охране труда, член комиссии;
Кожановская О.С. – председатель профсоюзного комитета, член комиссии.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ И ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ
1. Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на следующие группы: физические; химические; биологические; психофизиологические.
- Физические опасные и вредные производственные факторы:
движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования;
передвигающиеся изделия, заготовки, материалы; разрушающиеся конструкции;
обрушивающиеся горные породы;
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов, воздуха рабочей зоны;
повышенный уровень шума на рабочем месте, вибрации, инфразвуковых колебаний, ультразвука;
повышенная или пониженная влажность воздуха, подвижность воздуха, ионизация воздуха;
повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне;
повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
повышенный уровень статического электричества, электромагнитных излучений;
повышенная напряженность электрического, магнитного полей;
отсутствие или недостаток естественного света;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
повышенная яркость света;
пониженная контрастность;
прямая и отраженная блесткость;
повышенная пульсация светового потока;
повышенный уровень ультрафиолетовой, инфракрасной радиации;
острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;
расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
невесомость.
- Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются:
по характеру воздействия на организм человека:
токсические;
раздражающие;
канцерогенные;
мутагенные;
влияющие на репродуктивную функцию;
по пути проникновения в организм человека:
органы дыхания;
желудочно-кишечный тракт;
кожные покровы и слизистые оболочки.
- Биологические опасные и вредные производственные факторы включают патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности.
- Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются:
на физические перегрузки, в том числе:
статические;
динамические.
на нервно-психические перегрузки, в том числе:
умственное перенапряжение;
перенапряжение анализаторов;
монотонность труда;
эмоциональные перегрузки.
2. Один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным группам, перечисленным в п. 1.1.
ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
1. Должностные обязанности руководителя, заместителей руководителя, специалистов являются составной частью должностных инструкций.
2. Работник обязан:
2.1. подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, другим документам, регламентирующим вопросы охраны труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) руководителя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным актам;
2.2. соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории учреждения, в кабинетах, вспомогательных и бытовых помещениях, др. помещениях;
2.3. правильно использовать предоставленные средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия незамедлительно уведомлять об этом непосредственного руководителя;
2.4. проходить в установленном порядке предварительные (при поступлении на работу), периодические и внеочередные (при ухудшении состояния здоровья) медицинские осмотры, обучение, переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда;
2.5. бережно относиться к имуществу нанимателя;
2.6. поддерживать свое рабочее место, оборудование и приспособления в исправном состоянии, порядке и частоте;
2.7. немедленно сообщать нанимателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие нанимателю по принятию мер для оказания необходимой помощи потерпевшим и доставки их в организацию здравоохранения;
2.8. оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда,
2.9. немедленно извещать руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья;
2.10. исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных актов и трудового договора.
Мы в соцсетях: