РУС БЕЛ ENG

Консультации для воспитателей

ИКТ в помощь педагогу

Процессы информатизации современного общества характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия педагога и обучаемого в современных системах открытого образования. Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета, должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Основным средством ИКТ для информационной среды системы образования является персональный компьютер и установленное на нем программное обеспечение.

В современной системе образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ, образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, форум, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

Создание адаптивной здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования

 

Среда развития ребёнка – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и их развитие.

Предметная игровая развивающая среда – система материальных объектов, функционально моделирующая физическое, психическое, интеллектуальное, развитие ребёнка. Она должна объективно – через своё содержание – создавать условия для творческой деятельности каждого ребёнка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Цель предметной игровой развивающей среды – педагогическая актуализация личностного развития ребёнка, обеспечение физического, психического и социального здоровья.

Среда выступает не только условием саморазвития личности дошкольника, но и показателем профессионального уровня педагога. Её моделирование требует от взрослого глубоких знаний о возрастных особенностях дошкольников, способах и вариантов построения среды, а также творческого воображения и эстетического вкуса.

Анализ состояния организации предметно-развивающей среды позволил выявить ряд проблем:

  • педагоги имеют недостаточный уровень знаний о сущности и особенностях организации предметно-развивающей среды
  • у педагогов отсутствуют системные представления о здоровьесберегающем, воспитательном, развивающем влиянии среды на личность дошкольника;
  • у педагогов нет мотивации к деятельности по созданию развивающей предметно-игровой среды;
  • созданная педагогом игровая среда не всегда обеспечивает комплекс условий для психического здоровья и эмоционального комфорта ребёнка: отсутствует личное пространство ребёнка, место, где он может отдохнуть, посмотреть домашние фотографии (речь не идёт о зонах отдыха, уголках уединения);
  • не созданы условия для активного участия детей в созидании, преобразовании и обогащении среды: отсутствуют предметы, позволяющие ребёнку моделировать (строить, менять) предметную (игровую) среду /модули, ширмы, невысокие двухсторонние стеллажи на колёсиках, тележки на колёсиках/, трансформировать в соответствии с видом и содержанием деятельности.

Предметная среда – это всегда поле детской деятельности, её объективные условия и средства достижения цели, которые заданы предметной средой. Активность ребёнка в условиях развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребёнок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не поле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Развивающая предметная игровая среда должна соответствовать ряду требований:

  • соответствовать возможностям ребёнка на границе перехода к следующему этапу его развития, т.е. через предметную среду должны быть сформированы зоны ближайшего и актуального развития (Л.С. Выготский);
  • соответствовать структуре когнитивной сферы ребёнка, т.е. должна содержать как консервативные (уже известные ребёнку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;
  • удовлетворять потребность ребёнка в новизне, быть неисчерпаемой, информативной, тем самым способствовать самоутверждению ребёнка;
  • быть функционально комфортной, как для ребёнка, так и для взрослого.

Технологии построения

развивающей предметно-игровой среды

Зонирование – это выделение разнообразных функциональных зон в физическом пространстве, окружающем ребёнка, обеспечивающее каждому ребёнку возможность самостоятельного получения информации, возможность саморазвития и самообучения. Многофункциональное дробление зон по конкретным видам материалов считается неэффективной. Причина этого: для большого количества «уголков» недостаточно места в групповой комнате, нет однозначного соответствия между видами деятельности, из которых складывается образовательный процесс (игровая, продуктивная, познавательно-практическая), и материалом (многие материалы полифункциональны и могут использоваться  как для игровой, так и продуктивной, познавательно-практической деятельности).

Что означает полифункциональность зон пространства группового помещения?  Пространство группы должно стать полифункциональным в каждой его части (Н.А. Короткова). При делении группового пространства для старших дошкольников выделяются следующие зоны:

  • зона спокойных видов деятельности;
  • зона активной деятельности, деятельности связанной с экстенсивным (расширительным) использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек);
  • рабочая зона (место для занятий, индивидуальных, подгрупповых самостоятельных игр с материалами, хранящимися в тематических уголках, на расположенных неподалёку стеллажах).

 

  1. Сюжетно-ролевые игры «Школа»

Примечание:

  • игра может включать уголок познавательного развития, уголок грамотности, библиотеку;
  • материалы могут размещаться в файловых папках, плотных скоросшивателях. Главное условие – эстетика, удобное использование в работе, наличие надписей.
  1. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
    • Книги располагаются по разделам: сказки, стихи, рассказы о природе, профессии, космос, география, транспорт, энциклопедии и т.д. (Не менее 60-70 книг).
    • Наличие у каждой книги символа, соответствующего определённому разделу.
    • Коробочка с символами для наклеивания в формуляр.
    • Наличие у каждого ребёнка группы читательского билета и формуляра. (С единым опознавательным значком, фамилией, именем ребёнка).
    • Наличие и библиотекаря бейджика с надписью «БИБЛИОТЕКАРЬ».
    • Постоянно действующие выставки:

- новые книги;

- это интересно;

- «мая Радзіма – Беларусь»;

- красный день календаря;

- посвящённые юбилейным датам писателей, поэтов, художников;

- отзыв о прочитанной книге (рисунок, аппликация, поделка, книга отзывов и т.д.).

  • Тематические викторины:

- по сказкам;

- по содержанию наиболее читаемых и интересных книг;

- по авторам (писатели, поэт, художники);

- общим знаниям и т.д.

  • Уголок книгоиздания. (Атрибуты: бумага, дырокол, ножницы, скотч, скоросшиватели, скобы, ножницы, иллюстрации, клей, алфавит (трафареты).
  • Уголок по ремонту книг. (При необходимости. Ремонт книг входит в обязанность библиотекаря).
  1. Сюжетно-ролевая игра «Больница»
  • Поликлиника (приём терапевта).
  • Кабинет УЗИ (что это, для чего, что необходимо).
  • Глазной кабинет (буквы, символы).
  • Центр «Скорой помощи» (носилки, капельница, кабинет функциональной диагностики, лаборатория).
  • Схемы оказания первой медицинской помощи.
  • Аптека. (лечение травами. Ромашка: цветок, горло, протирать лицо, мыть голову, пить при болях в желудке и т.д.).
  1. Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Супермаркет»

Примечание:

-за определённое количество «бонусов» ребёнок имеет право взять любой товар домой с возвратом на следующий день в магазин. «Бонус» – поощрения за добрые дела или поступки, которые ребёнок может копить, чтобы взять более «дорогую» вещь;

-все товары в «магазине» имеют двойную цену – денежную и бонусную;

-«продавец» в группе «работает» на протяжении всего дня (бейджик: зав. магазином, консультант, продавец, грузчик и т.д.)

  • Отделы:

 продукты;

кондитерский;

игрушки;

канцелярские товары;  

спортивные товары;

электротехника;

книжный;

 развивающих игр;

детской одежды;

конфискат

и другие

  • Деньги, валюта, касса, сумки, кошельки.
  • Витрина, реклама новых товаров (аппликация, рисунки, коллаж и т.д.) к изготовлению рекламы привлекаются родители.
  1. Центр познавательно-практической деятельности (может быть совмещ с центром «Воды и песка»

Примечание:

  • атрибуты для опытов и экспериментов

 -средства измерения: линейки, циркуль, мерные стаканы, сосуды разных форм и объёмов, компас, барометр водяной, стёкла (линзы), весы, часы и др.;

-предметы для опыта с огнём: спички, спиртовки, свечи, лампа и др.;

-предметы для опытов с магнитом;

- др.

  1. Центр «Воды и песка»
  • Коробка №1. Мелкие игрушки (люди, животные, транспорт, дома, деревья, беседки, правила дорожного движения и т.д.).
  • Коробка №2. Бросовый материал. (камешки, ракушки, пробки, косточки, каштаны, упаковки от киндер сюрпризов, пенопласт, палочки для рисования, цветные стёклышки и т.д.).
  • Коробка №3. Предметы для исследовательской деятельности. (воронки, груши, ситечко, ложки – всё трёх размеров, мерные стаканчики пипетки, увеличительное стекло, пинцет, формочки, совочки, метёлочка, губка, различного рода ёмкости, резиновые шланги, трубки и т.д.).
  • Коробка №4. Игрушки (предметы) из разного материала. (стекло, пластмасса, дерево, железо, керамика, резина, картон).

Примечание:

  • высота стола на уровне пояса детей;
  • толщина песка 10-12см;
  • обязательное наличие полок (другое место), где могут размешаться коробки;
  • все коробки подписаны.
  1. Центр «ИЗО»
  • Костюм «свободного художника».
  • Стена творчества (лист ватмана, трубка обоев).
  • Фланелеграф (наличие картинок для построения сюжетов), мольберт, школьная доска для рисования мелом, углем.
  • Краски (желтая, красная, синяя, белая, черная)- рисование с использованием палитры.
  • Карандаши, фломастеры, маркеры, мелки, угольки, свечи.
  • Солёное тесто, глина, пластилин.
  • Трафареты плоскостные, объёмные.
  • Пульверизаторы для создания цветового фона.
  • Бросовый материал: семена, листья, цветы, косточки, крупы, песок, опилки, стружка, перо, пух, вата, нитки, ткань и др.
  • Подборка иллюстраций для рассматривания и обогащения впечатлений детей.
  • Портреты художников, репродукции картин.

Примечание:

  • фланелеграф, школьная доска на завесах могут прикрепляться к стене, каркасу, закрывающему батарею. Такое расположение поможет сохранить место в группе;
  • трубка обоев крепиться как можно выше (на уровне вытянутой руки воспитателя);
  • на листе ватмана (обоях) воспитатель вечером наносит разнообразные изображения (детали рисунка или аппликации, бросовый материал), чтобы на следующий день дети могли пофантазировать и закончить изображения.
  1. Центр «Коллекций» (мини-музей)

Примечание:

  • коллекции могут располагаться как в центре коллекций, так и в предметной среде, в соответствии с тематикой;
  • работа с коллекциями идет как на занятиях, так и в свободной деятельности детей;
  • к каждой коллекции готовится презентация педагога с детьми;
  • в работе с детьми используются домашние коллекции, которые презентуют родители с ребёнком, коллекция остаётся на некоторое время в группе.

Виды коллекций: бумага, ткань, мех, нитки, камни, полезные ископаемые, пуговицы, часы, гвозди, проволока, ключи, игрушки (киндер сюрпризы), крупа, шнурки, семена, бытовая техника, марки, значки, кора деревьев, открытки, монеты, ручки, канцелярские товары и др.

  1. Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство «Любознашка»

Примечание:

игра для детей старшего дошкольного возраста;

-расстояние до пункта назначение измеряется с помощью линейки (условной мерки). Одна мерка – 1рубль;

-цена билета зависит от средства передвижения;

-цена билета зависит от условий проживания: всё включено, частичные удобства, без питания, проживание в палатках и т.д.

-оборудование: карта мира (или РБ), рекламные проспекты туристических маршрутов, способы передвижения до места назначения (автобус, самолёт, пароход, поезд, велосипед, страус, пешком),

  • Туристическое агентство: офис, бухгалтерия, консультативные услуги и т.д.
  1. Сюжетно-ролевая игра «Хозяюшка»

Примечание:

-игра организовывается 1-2 раза в месяц (день рождения детей данного месяца, календарные праздник и т.д.);

- используется обычная столовая или чайная посуда;

- для детей старшего дошкольного возраста игра организуется с натуральными продуктами;

-  для детей старшего дошкольного возраста возможно приготовление следующих блюд:

  • салат «Витаминный» – свекла, огурец, морковь, растительное масло;
  • салат «Фруктовый» – яблоко, банан, киви, мандарин, апельсин (можно на шпажках);
  • выпечка блинов, оладий;
  • бутерброды: хлеб, масло (рыба, мясо, овощи);
  • приготовление чая.
  1. Игры: шашки, шахматы.
  2. Игры с деревом.
  3. Фабрика и магазин «Сувенир».
  4. И др.

Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе

 

Согласно образовательным стандартам дошкольного образования, определяющим цель дошкольного образования как разностороннее развитие и социализацию воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, акцент ставится на создание условий для социализации и саморазвития личности воспитанников, для развития их творческих способностей, их включения в различные виды детской деятельности, для воспитания культуры безопасной жизнедеятельности, для достижения качества дошкольного образования. Реализация направлений изложенных в образовательном стандарте предполагает построение образовательного процесса с учетом видов детской деятельности, форм организации образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода.

В педагогике и педагогической психологии предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.П. Сериков, И.С. Якиманская, А.А. Плигин).

По определению личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Рассмотрим основные положения личностно-ориентированного подхода. Отсутствие этих положений или неправильное понимание их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемого подхода на практике.

Все люди разные.У каждого своя жизнь, со своими особенностями, своим опытом. Поэтому надо принимать другого таким, каков он есть – это утверждение  права на свободу выбора, как у другого человека, так и самого себя

Каждая личность уникальна, неповторима. Очень важно, как человек относится к самому себе. От того, как, на основании каких критериев человек общается с самим собой, зависит его поведение в общении с другими людьми.

Каждый человек прекрасен в своём личностном потенциале. Все люди имеют способности и врождённые задатки, которые могут либо развиваться и совершенствоваться в процессе становления личности, либо нивелироваться и угасать, если в силу разных причин оказались невостребованными.

Развитие личности есть снятие пут и оков с ее личностного потенциала. Этот принцип означает, что надо любить всех детей, утверждая неповторимое существование каждого, оказывая помощь в снятии всего того, что мешает ему раскрыть свои возможности.

Нельзя осуждать человека, можно осудить его поступок. Поступок – еще не сам человек, поскольку часто зависит от условий, в которых совершается.

В педагогической практике определены основные принципы построения образовательного личностно-ориентированного процесса:

Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и педагога – это главная задача учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому, кто реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации образовательного процесса.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности ребенка.

Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики авторитарного образовательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация обусловливает успех обучения и воспитания ребенка.

Реализация принципов личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе предполагает целенаправленное использование понятий: дифференциация, индивидуализация, индивидуальный подход, субъектно-личностный подход, разноуровневый подход.

Дифференциация  это разделение, распределение детей по различным группам, подгруппам в зависимости от определенного критерия для создания опти­мальных условий развития и саморазвития потенциальных возможностей личности каждого ребенка.

С понятием «дифференциация» непосредственно связаны термины «дифференциро­ванное обучение», «дифференцированный подход», «индивидуализация обучения».

Дифференцированное обучение – это система подбора содержания, методов, приемов, обеспечивающих осуществление образовательного процесса в соответствии с возрастом, уровнем обучаемости и интеллектуальным развитием воспитанников. Дифференцированный подход следует рассматривать как изучение индивидуально-личностных особенностей и межличностных отношений детей непосредственно в процессе обучения.

Понятие «индивидуализация» можно рассматривать как синоним термина «дифференциация». Исходя из принципа индивидуального подхода, можно сказать, что индивидуализация обучения – это процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей воспитанников во всех формах и методах системы обучения.

Разноуровневый подход  ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ребенку.

Дифференцированный подход  выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход  распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход  отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ребенка, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен педагог, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования. 

Таким образом личностно-ориентированная подход такой тип взаимодействия, в котором личность педагога и личность ребенка выступают как субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе взаимодействия предоставляется детям свобод выбора деятельности, способа деятельности, материала, партнера по деятельности; каждому ребенку создается  ситуация успеха.

Подготовка воспитателя дошкольного образования к занятиям

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.

Планирование занятий:

§ Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия

§ Составить план – конспект, который включает в себя:

— программное содержание (образовательные задачи: обучающие, развивающие, воспитательные)

— оборудование (наглядный материал: демонстрационный или раздаточный)

— предварительную работу с детьми (если необходимо)

— ход занятия и методические приёмы

Планировать необходимо не одно занятие, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей.

Подготовка оборудования:

§ Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.

§ К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)

§ При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка детей к занятиям

§ Создавать интерес к предстоящей работе

§ Предупреждать детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие

§ Организовать работу дежурных по подготовке к занятию

Полезно пополнить свои собственные знания о предмете занятия: прочитать художественный очерк, навести справку у знающих лиц, детально ознакомиться с местом и объектом экскурсии, чтобы быть во всеоружии на занятии, так как дети могут задать такой вопрос, что для простого и понятного ответа на него необходимо самому иметь достаточные знания.

Тщательная подготовка к занятию придает воспитателю уверенность, спокойствие, которое всегда хорошо влияет на детей.

Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их

размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.

В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают

предупредить нарушения осанки. Во всех группах физкультминутки проводятся систематически. Обычно это кратковременные перерывы (1,5–2 мин). Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины – потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.

В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

С детьми:

До 3-х лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 10 мин.

4-го года жизни – 12занятий продолжительностью не более 15 минут.

5-го года жизни – 15занятий продолжительностью не более 20 минут.

6-го года жизни — 15 занятий продолжительностью не более 30 минут.

В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.

В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры – занятия.

Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.

В группах детей старшего возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.

В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.

Окончание занятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей.

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Семья для ребенка – это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей.

2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.

3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.

4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.

5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

Ø коллективные,

Ø индивидуальные,

Ø наглядно-информационные,

Ø информационно-коммуникационные.

Коллективные формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные формы играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

Информационно-коммуникационные формы. Приоритетность их применения обусловлена такими преимуществами, как постоянная возможность виртуального взаимодействия с родителями и обмена информацией с ними.

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Общее родительское собрание учреждения дошкольного образования. Его цель – координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования,

воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и любое родительское собрание требует тщательной предварительной подготовки. Для родителей, вновь принятых детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении или показать презентацию; организовать выставку работ детей и т.д.

Родительская конференция – одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Групповые консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

Групповые собрания родителей – это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

Рекомендуется проводить 3-4 собрания в год продолжительностью 1,5 ч. Темы необходимо формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.

«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.

«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. Такая форма работы даёт родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

Клубы по интересам. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями – что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.

Устный педагогический журнал. Журнал состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Каждая страница журнала – это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.

Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Деловые и ролевые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.

Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Совместные мероприятия с сотрудниками учреждения дошкольного образования. Организуются как активные, насыщенные эмоциональным общением мероприятия, в процессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, продемонстрировать достижения, отдохнуть, познакомиться.

Благотворительные акции. Организуются для материальной поддержки нуждающихся семей через сбор средств (одежды, игрушек, детских книг), оказание спонсорской помощи.

Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Индивидуальные беседы. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Посещение семьи на дому. Основная цель визита – познакомиться с семьёй, ознакомления с особенностями семейного воспитания, условиями жизни ребёнка.

Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики, который используется специалистами учреждения дошкольного образования с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Родительские уголки. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: распорядок дня, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы для родителей.

Выставки, вернисажи детских работ. Их цель – продемонстрировать результаты индивидуальной и совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий.

Папки–передвижки. Папка предоставляется во временное пользование родителям для ознакомления с информацией, после чего с ними следует

побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам.

Видеосъёмка. Предполагает съёмку различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим её просмотром совместно с родителями, детьми, педагогами.

Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать об учреждении дошкольного образования.

Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о том, что организуется в детском саду и др.

Ящик идей и предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Презентация учреждения дошкольного образования. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы учреждения дошкольного образования. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом учреждения дошкольного образования, коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми.

Блог (англ. blog, от web log – интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) – веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).

Веб-фо́рум – класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта. Термин соответствует смыслу исходного понятия «форум».

Форум – мероприятие, проводимое для обозначения или решения каких-либо в достаточной степени глобальных проблем.

Онлайн-семинар (веб-конференция, вебинар, англ. webinar) – разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение.

Вебинар (англ. web + seminar) – это виртуальный семинар, организованный посредством интернет-технологий. Он включает в себя

выступление на определенную тему и следующую за ним дискуссию в удаленном режиме через Интернет с использованием соответствующих технических средств (программное обеспечение для проведения вебинаров, а также наушники и микрофон).

Сайт (от англ. website: web – «паутина, сеть» и site – «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») — совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединенных под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).

Чат, чаттер – средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени. Под словом чат обычно понимается групповое общение, хотя к ним можно отнести и обмен текстом «один на один» посредством программ мгновенного обмена сообщениями.

Электро́нная по́чта (англ. email, e-mail, от англ. electronic mail) – технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределенной (в том числе глобальной) компьютерной сети.

Skype (МФА: [skaIp]) – бесплатное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее текстовую, голосовую связь и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония), опционально используя технологии пиринговых сетей, а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны. Программа также позволяет совершать

конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов, включая инициатора), видеозвонки (в том числе видеоконференции до 10 абонентов), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов. Есть возможность вместо изображения с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора, а также создавать и отправлять видеосообщения пользователям настольных версий программы.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, киши отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

-проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

-возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

-ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

-увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

-размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

-повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Развитие художественно-творческих способностей у ребенка – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия по рисованию, лепке и аппликации помогают детям видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.

Основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствам.

 

Рекомендации к проведению занятий по изобразительной деятельности

Рисование

Правила рисования карандашом

1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.

2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идёт сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука – внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.

6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда – обратно, штрихи накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

7. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

8. Закрашивать рисунок нужно без просветов.

9. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо – если нужно покрасить посветлее.

Правила рисования краской

1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.

3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.

4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.

5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда – обратно, как карандашом).

6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз, вести линию нужно сразу, не останавливаясь.

Виды занятий по рисованию

1. Предметное

2. Сюжетное

3. Декоративное

4. По замыслу

5. С натуры

Оборудование для рисования

6. Палитра (на 6 местный стол – 2 палитры, на 2 местный – 1 палитра).

7. Акварельные краски

8. Гуашь.

9. Подставка для кисточек.

10. Кисточки должны быть круглые, мягкие № 8,9,10,11,12 (для всех групп), в старшей группе 2 года обучения ещё добавочная колонковая кисточка № 6.

11.Тряпочка (у каждого ребёнка должна быть мягкая тряпочка для осушения кисти размером 10x15 см. Для работы тряпочку складывают вчетверо или вшестеро в виде подушечки, к которую путем прикладывания спускается лишняя вода из ворса кисти. Ни в коем случае нельзя допускать вытирания детьми кистей, так как последние от этого портятся. После каждого занятия тряпочки промываются, высушиваются и хранятся в специальной коробке).

12. Баночка с водой. Для промывания кистей применяются полулитровые банки, которые устойчивы и вмещают достаточно воды, благодаря чему кисточки можно многократно мыть, не меняя воду. Воды в банке должно быть на 3-4 см ниже верхнего края горла банки. Для младших групп лучше употреблять более низкие, но тоже широкие банки, емкостью 0,35 л. Количество банок с водой на столе обычно соответствует количеству палитр (на 6-местном – две банки, на 2- местном – одна). Воду в банки следует наливать утром в день занятия.

13. Бумага. Размер бумаги зависит от содержания занятия. На занятии должны быть запасные листы для пассивного рисования (когда воспитатель рукой ребенка прорисовывает какую-либо деталь), если кто-то из детей справился раньше ему можно предложить нарисовать ещё один рисунок.

Лист размером 15x20 см можно употреблять лишь на карандашные рисунки. Лист бумаги подписывается до начала занятия карандашом или ручкой. Когда готовый рисунок вывешивается на демонстрации на стенд, то подписывается в нижнем правом углу чётко и разборчиво.

14. Цветные карандаши должны быть мягкими (от 2М до 6М), упаковка должна быть удобной для работы: коробка должна или полностью выниматься или же крышка должна вся откидываться. Карандаши должны лежать в один ряд. Для детей 2-3 лет и 3-4 лет нужны наборы из 6 цветов, для остальных возрастов из 12 цветов. Для рисования в свободное время в группе надо иметь другие карандаши, которые тоже лежат в коробках, но отдельно от тех, которые предназначены для занятий. Начиная со средней группы надо приучать детей укладывать карандаши в коробку в определённом порядке, установленном воспитателем. Карандаши должны быть всегда заточены. В старшей группе желательно иметь несколько безопасных точилок и в свободное время привлекать детей к самостоятельной чинке карандашей. Во всех возрастных группах должны иметься простые графитные карандаши на каждого ребёнка и несколько штук запасных. Графитные карандаши, как и кисти, хранятся в стаканчиках. Графитные карандаши для крупных рисунков не пригодны. Ими хорошо пользоваться для отработки деталей, проводя линии любой толщины.

15. Сангина натуральная – минерал. Искусственная сангина изготавливается в виде палочек из каолина и окиси железа. Применяя различный нажим или специальную растушку, можно получить разнообразные оттенки от красновато-коричневого до нежно-розоватого. На бумаге сангина держится непрочно и требует фиксирования. При рисовании мокрым способом закрепления не требуется: рисунок, выполненный сангиной, слегка промывается набранной на кисть водой. Но при этом способе фиксации теряется особый бархатистый характер изображения.

16. Пастель. В переводе означает «мягкие цветные карандаши». Основные выразительные свойства пастели – нежность, бархатистость, многообразие цветовых оттенков. Нажим при рисовании пастелью почти не употребляется, так как все слои, не соприкасающиеся с бумагой, все равно осыпаются. Пастель, как и сангина, может использоваться в соединении с карандашом, которым прорисовываются мелкие детали, форме придаётся чёткость. Иногда пастель соединяется с акварелью, она создаёт основной тон. Рисунки пастелью легко осыпаются и требуют закрепления. В рисовании пастелью также используется мокрый способ.

17. Восковые мелки.

18. Уголь. Для рисования производят из различных пород деревьев путём медленного сгорания. Мягкость зависит от породы дерева. Уголь хорошо ложится на шероховатую поверхность и легко снимается с неё, поэтому особенно пригоден для первоначальных набросков. Основное выразительное свойство угля – бархатистость. При рисовании на тонированной бумаге хорошо сочетается с углём мел, что делает рисунок контрастным, живописным.

1. Материал к занятию готовится заранее.

2. В соответствии с видом рисования, темой занятия подготовить бумагу разного формата, фона (можно использовать цветной полукартон или тонировать бумагу акварельными, гуашевыми красками, тушью и т.п.)

3. Гуашевые краски разводятся водой до густоты жидкой сметаны; для того, чтобы краски не обсыпались после высыхания, их можно разводить молоком. Для занятий с детьми младшей группы гуашевые краски разливаются в небольшие баночки, чтобы вода не испарялась, можно накрыть их бумагой, газетой, смоченными водой.

4. Воду для промывания кистей наливают в баночки емкостью 0,5 л. В младших группах, если дети рисуют краской одного цвета, воду не готовят. Можно ставить несколько баночек на один стол, чтобы дети могли по мере загрязнения воды ее менять.

5. Бумагу для рисования необходимо подписать.

6. Кисти для рисования ставят в подставки; в младшей группе дети рисуют одной толстой круглой кистью среднего размера, а в старшие дошкольники рисуют двумя кистями: толстой и тонкой (их должно быть больше, чем детей в группе).

7. Карандаши необходимо хорошо заточить; в младшей группе их можно поставить в стаканчики, позже предлагать в открытой коробке; со средней группы карандаши даются в коробке. Для рисования карандашами в старших группах используют 18-24-цветные коробки карандашей. В этой же коробке или отдельно у старших дошкольников должен быть простой карандаш.

8. Весь материал для рисования (изобразительные материалы, банки с водой, салфетки для осушения кистей, подставки для кистей) выставляется на отдельный стол, оттуда его берут дети перед началом занятия.

9. Особое внимание необходимо уделить размещению наглядного дидактического материала для занятия, подготовить подставку для натуры, продумать место размещения натуры или нескольких натур.

10. В конце занятия организуется просмотр и анализ рисунков детей, поэтому следует продумать, где будут размещены готовые работы (на столе, на мольбертах, на доске и т.п.)

11. Современные требования к проведению занятий изобразительной деятельностью предусматривают связь изобразительной с другими видами деятельности детей: игровой, музыкальной, театрализованной, поэтому педагог не говорит, что занятие окончено, он создает условия для перехода к другому виду деятельности.

Расстановка оборудования и материала для рисования:

                       тряпочка         банка с водой               тряпочка

Аппликация

Оборудование и материал для проведения аппликации

1. Формы для наклеивания должны быть правильными, яркими по цвету и достаточно твёрдыми. Размер и количество форм зависит от возраста детей, содержания работы.

2. Бумага для фона (плотная, белая или цветная, пастельных светлых тонов).

3. Клеёнчатые подкладки 10/12 для смазывания форм клеем (на каждого ребёнка).

4. Небольшие мягкие тряпочки для прижимания форм бумаги (на каждого ребёнка).

5. Кисточки для клея (на каждого ребёнка).

6. Клей (клейстер) заваривают перед занятием (крахмальный или мучной).

7. Баночки для клея (стеклянные).

8. Ножницы (размер 10 см, с тупыми концами и хорошо раздвигающими лезвиями, в средней группе впервые вводится вырезывание).

 

ПОРЯДОК РАСПОЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА И ОБОРУДОВАНИЯ НА СТОЛЕ

должен быть постоянным во все возрастных группах:

- фон располагается непосредственно перед ребёнком;

- клеёнчатая подкладка в левом нижнем уголке;

- тряпочки для прижимания форм бумаги в правом нижнем уголке;

- ножницы в правом нижнем уголке;

- кисточки в верхнем правом уголке;

- поднос и клей посередине.

1. В младшей группе дети выполняют коллажи из готовых форм, которые получают на подносе или в конверте.

2. В средней группе дети учатся вырезать ножницами части, из которых изображают предметы, поэтому получают заготовки.

3. Старшим дошкольникам предлагается набор цветной бумаги для самостоятельного подбора цвета бумаги и формата.

4. В качестве основы для коллажа используют цветной картон и полукартон.

5. Для приклеивания изображения используют клейстер (только работа с частями сухих растений, с поролоном и тканью допускает использование синтетического клея, но в этом случае педагог проводит индивидуальную работу и оказывает помощь и контроль).

6. Материалы (кисти, салфетки, подкладки под бумагу, ножницы) выставляются на отдельный стол, и дети самостоятельно готовят столы к занятию. После занятия каждый из детей моет кисть, собирает обрезки (розетки для клея и салфетки моют дежурные).

7. Ножницами дети работают под руководством воспитателя.

8. Обрезки бумаги, которые возможно использовать в качестве мелких деталей, собирают в коробку и выставляют для использования на занятиях и в творческой деятельности вне занятий.

Лепка

Способы лепки

На первых стадиях обучения для обработки таких форм, как шар, цилиндр, диск, можно пользоваться раскатыванием и скатыванием глины в разных направлениях. Для получения шарообразной формы нужно кругообразными движениями скатывать пластилин, глину между ладонями. Для получения диска шарообразную форму сжимают между ладонями. Для получения цилиндрической формы раскатывание ведётся прямыми движениями.

В создании форм с более сложным строением, а также для проработки деталей в работу включаются пальцы. Для изображения форм, состоящих из нескольких частей (фигуры человека, животного), можно пользоваться несколькими способами:

КОНСТРУКТИВНЫЙ – предмет создаётся из отдельных частей. Наиболее простой способ лепки, когда предмет составляется из частей, вылепленных предварительно. Обычно работу начинают с основной, наиболее крупной части (туловище – голова – сравнивают части по величине и соединяют - конечности, мелкие детали лепят в последнюю очередь.)

ПЛАСТИЧЕСКИЙ – лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска пластилина, глины. Приём более сложный. Он требует точных движений, хорошего глазомера и отчетливого представления о форме и пропорциях предмета. Наметив основную форму предмета, переходят к вытягиванию остальных частей (если это животное, то шея-голова – конечности – хвост). Всё время проверяется и уточняется правильность пропорций. После того как основные формы вылеплены, можно отрабатывать более мелкие части и детали.

КОМБИНИРОВАННЫЙ – объединяет лепку из отдельных частей и целого куска. Из целого куска лепят те части, которые основную массу предмета (туловище и толстые ноги медведя, голова – туловище – хвост лисы).

ОТТЯГИВАНИЕ, ПРИЩИПЫВАНИЕ, ПРИЁМЫ РЕЛЬЕФНОЙ ЛЕПКИ.

Во время лепки таких деталей, как вытянутая часть головы зверя, нос, клюв, хвост, элементы одежды, могут быть использованы приёмы оттягивания и прощипывания пластилина, глины пальцами, когда от общей массы захватывается пальцами небольшая её часть и вытягивается до необходимого размера. При лепке крыльев и перьев птиц, чешуи рыбы, шерсти животных хорошо использовать приём рельефной лепки, при котором небольшие куски глины, пластилина накладываются на основную форму, а пальцами и стекой придают им нужную форму.

ЛЕНТОЧНЫЙ СПОСОБ, ГОНЧАРНЫЙ СПОСОБ (КРУГОВОЙ НАЛЕП), ВДАВЛИВАНИЕ ИЛИ ВЫБИРАНИЕ ГЛИНЫ СТЕКОЙ

Виды лепки:

  1. Лепка по памяти
  2. С натуры
  3. Лепка по замыслу

Оборудование и материал для проведения лепки

Пластилин (утром в день проведения занятия следует прямо в коробке положить его на батарею (или другое тёплое место), чтобы к моменту работы он был достаточно мягким и пластичным).

Глина (утром в день проведения занятия воспитатель скатывает из глины комки нужной величины и формы и укладывает на дощечку, прикрывая сверху влажной салфеткой). Детям старшего дошкольного возраста даются комки диаметром от 5 см и более (в зависимости от содержания лепки), а малышам около 3 см. Примечание: глина не всегда может предлагаться детям в виде шарика; часто, особенно для малышей, которые ещё только учатся делить глину, целесообразно подготовить комки цилиндрической формы. По окончании лепки каждый ребёнок должен тщательно собрать в один комочек все мелкие кусочки, крошки и оставить его на своей дощечке (делается это путем прижимания комка к крошкам). В дальнейшем воспитатель или дежурный собирает все остатки и кладёт их в ведёрко. Для хранения глины в группе необходимо иметь 2 ведёрка ёмкостью 3 литра каждое. В одном глина замачивается, месится и вновь собирается после лепки, а в другом хранится сухая глина для пополнения рабочего запаса.

Доска для лепки. Она должна быть квадратной или прямоугольной формы размером примерно 25x25 или 20x30 см. Моются дощечки после каждого занятия.

Выставочный стенд.

Стеки для старших групп.

Блюдце и тряпочки. Для сглаживания поверхностей вылепленных фигур на каждый стол ставится блюдце, на которое кладутся мягкие, сложенные вдвое или второе, тряпочки, пропитанные водой. Об них дети смачивают палец и заглаживают нужные места.

Масло растительное. Для предохранения рук от прилипания глины перед началом занятия, как только дети сядут за столы, воспитатель слегка смазывает им правые руки Подсолнечным маслом, и дети растирают этот мазок между ладонями (смазывание ладоней производится обычной кисточкой).

1. Глину готовят задолго до занятий для того, чтобы она загустела и не прилипала к рукам. Готовую глину хранят в полиэтиленовом пакете, обертывают влажной тканью. В младших группах глину формуют в столбик величиной чуть больше детской ладони. Со средней группы на стол выставляют форму с глиной и плоскую лопатку, приучают детей брать глины столько, сколько необходимо для предмета лепки.

2. Дети младшей и средней групп могут лепить на пластиковых досках, со средней группы желательно использовать поворотные станки, на которых удобно не только обследовать предмет (народную игрушку, скульптуру малой формы), но и лепить его, не нарушая форму, обрабатывать поверхность предмета и т. д.

3. Для лепки глиной необходимо иметь небольшие блюдца с водой или влажные тряпочки, которыми дети пользуются при примазывании одной части предмета к другой, при сглаживании поверхности формы.

4. Пластилин можно использовать во всех возрастных группах. Для лепки в младшей группе его до занятия слегка разогревают, старшие дошкольники способны размять пластилин руками в момент объяснения задания. Сглаживать поверхность предмета, вылепленного из пластилина труднее.

5. После лепки глиной дети протирают стол и дощечку влажной тканью. Необходимо сначала вытереть руки сухой тряпочкой или салфеткой и только после этого вымыть руки горячей водой.

6. Во всех возрастных группах дети используют стеки – специальные палочки из пластмассы, деревянные или металлические. Можно использовать те, которые имеются в коробке с пластилином, а также разнообразить их набором петлей из алюминия или меди, широкой лопаткой из легкого металла или пластика, палочкой с заточенным концом, которую можно сделать из сломанной или непригодной для рисования кисти.

7. Для обработки и украшения поверхности вылепленного предмета используют разные по форме и материалу печатки.

Применение наглядных методов на занятиях в дошкольном учреждении очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний.

Наглядность – это компонент обучения ребенка дошкольного возраста, который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал. Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному.

Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Разумное использование в образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников Систематическое применение наглядности во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету.

Сделать обучение наглядным — это не только создать зрительные образы, но и включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.

Весь наглядный материал условно можно разделить на два вида: демонстрационный и раздаточный.

Демонстрационный отличается от раздаточного размером и назначением. Демонстрационный материал больше по размеру, а раздаточный – меньше.

Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для формирования конкретных математических представлений, для развития познавательных интересов и способностей.

Значение раздаточного наглядного материала заключается прежде всего в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.

Таким образом, наглядные методы – наблюдение, рассматривание иллюстративно-наглядного материала, учебный экран – способствуют формированию у детей младшего возраста четких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, игровой и трудовой деятельности. Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности.

Все это является важным в развитии личности ребенка.

К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся:

-наблюдение;

-рассматривание картин, иллюстраций

-демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов;

-демонстрация наглядных пособий;

-показ изображений с применением ИКТ.

Наблюдение – один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида. это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредоточиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом.

Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях. Однако педагог должен уметь использовать для организации наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств (удивление, восхищение, наслаждение красотой и т.д.). Например, на участок прилетели синички, сойка, на небе появилась радуга, рабочие ремонтируют крышу веранды.

Рассматривание картин с младшего возраста – помогает развивать наблюдательность, мыслительные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ), обогащает речь, оказывает влияние на интересы ребенка. Картина дает пищу для воображения, творческой деятельности ребенка. На картине можно подробно рассмотреть предмет, его составные части, выявить свойства, которые в жизни ребенку удается заметить не всегда. Благодаря этому осуществляются уточнение, расширение, углубление представлений об окружающем мире.

Наглядный метод: демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач:

1) расширение знаний детей и развитие их речи;

2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию. В учебных целях на занятиях демонстрируются слайды, диафильмы, видеофильмы, применяются компьютерные программы. С помощью слайдов может иллюстрироваться рассказ педагога, что сделает его убедительнее, ярче. Диафильмы и видеофильмы дают возможность приобщать детей к учебному кино, особенностью которого является познавательное содержание.

Наглядные приемы обучения: показ способов действий, показ образца

Эти приемы основаны в значительной мере на подражании и его роли в усвоении ребенком знаний и умений. Показ действий, способов работы, последовательности ее выполнения применяется на физкультурных, музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной деятельности, в трудовом обучении. Этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. К сожалению, в массовой практике

нередки случаи, когда воспитатель объясняет или показывает детям то, что они уже умеют делать. В результате ребенок «привязывает инструкцию» к конкретной ситуации. Подобная же работа в других условиях вновь требует разъяснения. В результате получается «выученная беспомощность». Если педагог хочет развить у детей самостоятельность, творческие способности, он должен показывать только те действия и способы работы, которые представляются для них новыми.

Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал, он помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).

Иллюстративно-наглядный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и развитие растений и животных, сезонные явления природы). С помощью иллюстративно-наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей. Особую роль здесь следует отвести демонстрации моделей, с помощью которых появляется возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. На занятиях с детьми педагоги используют мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность педагогической деятельности.

На занятиях по математике в детском саду воспитатель в зависимости от дидактических задач использует разнообразные средства наглядности.

Например, при обучении счету можно предложить детям реальные (мячи, каштаны, куклы) или условные (палочки, кружочки, кубики) объекты. При этом предметы могут быть разными по цвету, форме, величине. На основе сравнения разных конкретных множеств ребенок делает вывод об их количестве, равенстве или неравенстве. В этом случае главную роль играет зрительный анализатор.

В другой раз эти же самые счетные операции можно выполнить, активизируя слуховой анализатор, например, предложив подсчитать количество хлопков, ударов в бубен и др. Можно «считать, опираясь на тактильные, двигательные ощущения.

Использование наглядности в обучении математике необходимо. Однако воспитатель должен помнить, что наглядность не самоцель, а средство

обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний. Правильно подобранная наглядность повышает эффективность обучения, вызывает живой интерес у детей, облегчает усвоение и осознание материала.

На занятиях широко используются пособия-аппликации (таблица со сменными деталями, которые закрепляются на вертикальной или наклонной плоскости с помощью магнитиков или другими способами), фланелеграф. Эта форма наглядности дает возможность детям принимать активное участие в изготовлении аппликаций, делать учебные занятия более интересными и продуктивными. Пособия-аппликации динамичны, дают возможность варьировать, разнообразить модели. Например, с помощью фланелеграфа удобно перегруппировывать геометрические фигуры, решать арифметические задачи и примеры.

Особые требования предъявляются к методике использования наглядного материала. При подготовке к занятию воспитатель тщательно продумывает, когда (в какой части занятия), в какой деятельности и как будет использованный наглядный материал. Необходимо правильно дозировать наглядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения как недостаточное его использование, так и излишки.

Наглядность не должна использоваться только для активизации внимания. Это слишком узкая цель. Необходимо глубже анализировать дидактические задачи и в соответствии с ними подбирать наглядный материал.

Так, если дети получают начальные представления о тех или других свойствах, признаках объекта, то можно ограничиваться небольшим количеством средств. В младшей группе, знакомя детей с тем, что множество состоит из отдельных элементов, воспитатель демонстрирует множество колец на подносе. И этого бывает достаточно для одного занятия. При ознакомлении детей пятого года жизни с новой геометрической фигурой — треугольником — воспитатель демонстрирует разные по цвету, величине и форме треугольники (равносторонние, разносторонние, равнобедренные, прямоугольные). Без такого разнообразия невозможно выделить существенные признаки фигуры, т.е. количество сторон и углов, невозможно обобщить, абстрагироваться. Для того чтобы показать детям различные связи, отношения, необходимо объединять несколько видов и форм наглядности. Например, при изучении количественного состава числа из единиц используются различные игрушки, геометрические фигуры, таблицы и другие виды наглядности на одном занятии.

Формирование у детей представлений и понятий о величине и форме просто невозможно без наглядности. В связи с этим используются разнообразные фигуры как эталоны формы, графические и модельные изображения формы. Одной из наиболее распространенных форм наглядностей являются учебные таблицы. Использование таблиц имеет педагогический эффект лишь в том случае, если демонстрация их связана не только с пояснением воспитателя во время изложения нового материала, но и с организацией самостоятельной работы детей.

Наглядность не должна использоваться только для активизации внимания. Это слишком узкая цель. Необходимо глубже анализировать дидактические задачи и в соответствии с ними подбирать наглядный материал.

Использование наглядности в педагогическом процессе детского сада способствует обогащению и расширению непосредственного чувственного опыта детей, уточнению их конкретных представлений и тем самым развитию любознательности, значение которой в учебной деятельности трудно переоценить.

Список литературы:

1.Учебная программа дошкольного образования.

2. Занков Л. В. Наглядность и активизация дошкольников в обучении, М.,2008

поделиться в:

Интернет-ресурсы: