РУС БЕЛ ENG

Страница музыкального руководителя

Музыкальное занятие в средней группе. Конспект

Влияние музыки на развитие речи.

После проведения большого количества исследований было установлено, что при

использовании музыки речь ребенка дошкольного возраста становится
значительно четче. Ведь вся деятельность нашего организма зависит от
работы мозга, а соответственно связана со скоростью восприятия и
обработкой информации.
Ученые указывают на то, если ребенка с момента рождения оставить без
сигналов внешнего мира, то у него полностью отсутствовали бы
психические функции. Получается, что сенсорный приток просто
необходим для того, чтобы развивать психическое восприятие и чувства
к внешним факторам. И так как в возрасте до семи лет нервная система
ребенка очень гибкая, то это как раз тот период, когда можно
совершенствовать деятельность органов чувств. Именно в этот период
необходимо давать как можно больше информации об окружающем
мире. А также, стоит использовать музыку, так как, по мнению ученых,
это дополнительный сенсор, который позволяет максимально развить
речь у ребенка. Помимо этого музыка способствует быстрому обучению
и запоминанию новых фраз.
Под воздействие музыки улучшается зрительное восприятие, дает
возможность избавиться от психоэмоционального воздействия. Это
позволяет сосредоточиться только на предмете и представленной
информации.
Профессор Чеффилдского Университета Кэйти Овери сформулировала
аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от музыки.
1. повышение уровня читательских навыков
2. повышение уровня речевых навыков
3. улучшение навыков, необходимых для решения
пространственных и временных задач
4. улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей
5. улучшение концентрации внимания
6. улучшение памяти
7. улучшение моторной координации.
Положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают
мотивацию детей, активизируют деятельность не только
обучающихся, но и преподавателей, стимулируют познавательный
процесс. Музыкальная деятельность неизменно пробуждает
интерес к излагаемому материалу, развлекает, успокаивает, придает
силы. "Музыкальные дети" выгодно отличаются от своих
сверстников: у них более развиты процессы восприятия, памяти;
речевые, орфографические и вычислительные навыки; такие дети
более дисциплинированны и эмоциональны. Мыслительные
процессы "музыкальных" людей отличают более высокая скорость
мышления и полифоничность - способность одновременно
обрабатывать большое количество разнообразной информации.
В музыкальном воспитании одной из наиболее важных задач
является развитие речи ребенка.
  
   Музыка – это прежде всего язык чувств. Знакомя ребенка с
произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к
сопереживанию, к размышлению об услышанном. В младшем возрасте

педагог сам рассказывает об услышанном, а в старшем возрасте сам
рассказывает об услышанном, о содержании музыки, о ее характере.
Более старшие дети сами придумывают небольшие рассказы или
истории из жизни связанные с тем или иным музыкальным
произведениям. Тем самым у ребенка обогащается словарный запас,
связная речь (т.е. не просто отдельными словами, а предложениями ).
Слушание музыки  -  это самостоятельный  вид музыкальной
деятельности, оно находится в основе других  видов музыкальной
деятельности  и  является ведущим.
Невозможно выучить песню без её прослушивания, разбора содержания,
запоминания мелодии. Прежде чем разучить танец  или игру необходимо
прослушать музыку (процесс восприятия), определить характер, темп,
определить характер движения.
Во время прослушивания музыки у ребёнка обогащается эмоциональная
сфера, расширяется его кругозор, расширяется словарный запас, что
влияет на развитие речи и формировании  личности  ребёнка.   В
решении коррекционных задач слушание музыки  оказывает
действенную помощь.
Пение - один из важнейших видов музыкальной деятельности детей и в
обычных детских садах, и в логопедических. Пение давно используется,
как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто
имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических
процессов и свойств личности (внимание, память, мышление,
воображение и т.д.); расширению кругозора; нормализации
деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного,
артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет
расширения словаря и улучшения произносительной стороны
(звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм,
тембр, динамика).
Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное
произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, - а
пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует
автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
     При разучивании песни у ребенка одновременно формируется
звукообразование, дикция. Вместе с педагогом ребенок проговаривает и
пропевает трудные, незнакомые слова. Очень часто дети путают

окончания слов. В младшем возрасте дети это делают по незнанию и
педагог каждый раз пропевает эти слова вместе с детьми. В старшем
возрасте дети произносят неправильно окончания слов в большинстве
случаев по невнимательности (какое? – лучистое).
Педагог акцентирует внимание детей на этом и дети исправляются.
      В музыкальном воспитании есть еще один раздел, где речи ребенка
является одним из самых важных факторов – это театральная
деятельность. Здесь ребенок может полностью раскрыть все свои
способности (вокальные, танцевальные). И правильная речь ребенка
здесь играет огромную роль. Поэтому при разучивании сценки педагог
уделяет большое внимание не только на эмоции, на движения, но и на
правильную речь.

Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и
задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-
фонематического слуха.
Произносительная сторона речи обладает определенной окраской
(«просодикой»): как и в музыке, в музыкальной речи используются такие
средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм,
определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска.
Поэтому музыкально-дидактические игры, направленные на развитие
звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха,
окажут косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме
того, музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания,
памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают комплексное
корригирующее воздействие на детей с речевыми нарушениями.
     Большое место в музыкально-ритмическом воспитании детей
уделяется развитию движений, связанных с речью и музыкой.
Движение облегчают речь, упражнения по координации речи с
движениями оживляют занятия, делают их интереснее и разнообразнее.
Внимание детей переключается с речи на движения, а это иногда
облегчает произношение трудных звуков. Различные упражнения
развивают способность к торможению у беспокойных, болтливых детей,
воспитывают выдержку, переключаемость. Упражнения по координации

движений с речью способствуют воспитанию слитности и
выразительности фраз.
Музыка может стать своего рода ключом, который «откроет детские
уста», вызовет естественное желание у детей поделиться своими
чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.

Консультация для родителей дошкольников "Домашняя музыкотерапия"

Каждый человек понимает, что музыка играет в нашей жизни очень немалую роль. Она помогает человеку и в работе, и в отдыхе, музыка способствует как релаксации, так и стимулирует активную деятельность.

Основными музыкальными характеристиками являются мелодичность и тембр, а также темп и громкость звучания.

Каждая нота имеет свой частотный диапазон. Каждая мелодия, каждая песня - это последовательность звуков определенной частоты. Именно сочетание (набор) определенных частот способен влиять на человеческую психику совершенно по-разному.

Музыка способна вызывать у человека те или иные психические переживания и эмоции. Современная музыка к тому же использует очень большой набор музыкальный инструментов, которые влияют на восприятие человеком музыкального произведения.

Какой должна быть детская музыка?
Теперь мы и подошли непосредственно к вопросу влияния музыки на детей - на воспитание их духовных качеств посредством влияния музыки на детскую психику. Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей, а соответственно роль ее трудно переоценить.

Мультфильмы, детское кино, детские театральные спектакли и представления, детские песни - все это просто немыслимо без музыки. Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос - какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Да, это не ошибка! К сожалению, музыка может навредить! И только вы можете помочь вашему ребенку избежать этого!

Начните с создания в доме фонотеки. Вначале приобретите записи музыкальных сказок: «Теремок», «Лиса, заяц и петух», музыкальные сказки Г. Гладкова, Сергея и Елены Железновой и др.
Следующий этап – пополнение семейной фонотеки произведениями русской, зарубежной классики, образцами народного творчества.

Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий Вивальди, Моцарта и Баха, оказывается в явном выигрыше по сравнению со сверстниками, пассивно слушающими ритмы "Русского радио". У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков - все то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным.

Между тем современную музыку, как хорошую, так и самую плохую, слушать проще - она обладает плюсами, присущими именно нашему времени: четким ритмом и динамикой. Привыкнуть к ней не составляет труда. Полюбить и начать слушать классическую музыку часто приходится учиться. И в этом ребенку стоит немного помочь. Прежде всего, важно определиться, какую музыку лучше слушать в самом начале жизни.

Есть некоторые правила. В частности, детям младше трех лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии - пусть даже зачастую они самые красивые. Возможно, когда эти малыши вырастут, они (как и их родители) будут предпочитать именно минор и трагическую экспрессию. Но маленькие меломаны, как правило, тяготеют к выбору светлых, умиротворенных и оптимистичных интонаций. И они правы!

По мнению психологов, такая музыка создает у малышей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир. Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор - Вольфганг Амадей Моцарт.

Музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изысканно простая, оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, творческого начала и интеллекта.

Еще один композитор, чье творчество, несомненно, понравится детям, - Петр Ильич Чайковский. Причем, возможно, фрагменты из его балетов "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Лебединое озеро" будут иметь даже больший успех, чем пьесы из "Детского альбома" и "Времен года". Впрочем, все эти произведения Чайковского обладают одним огромным для начинающего меломана достоинством- они активно вовлекают слушателя в свою среду, предлагая ему либо представить себе картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений ("Времена года"), либо придумать какие-то истории и совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира ("Детский альбом"), либо… просто потанцевать.

Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда не делайте это наспех. Лучше отложите.

После прослушивания заведите беседу с ребёнком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребёнка.

Очень полезно слушать одни и те же музыкальные произведения в исполнении разных коллективов и солистов. Все это может расширить впечатления о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся.

Теперь, при прослушивании уже знакомых музыкальных произведений (это может быть как инструментальная, так и вокальная музыка) предложите ребенку нарисовать музыку. Пусть ребенок пофантазирует и нанесет на лист бумаги свои представления и впечатления, от прослушанной музыки: какого цвета музыка, какие линии нужно наносить, толстые или тонкие, кто живет в этой музыке; придумайте вместе с ребенком сюжет к прослушанному музыкальному произведению.

Особый вид слушания музыки представляют собой рассказы с музыкальными иллюстрациями, что также способствует развитию воображения. С этой целью также рекомендуется фрагментарный просмотр вместе с ребенком выборочных сюжетов музыкальных мультфильмов. Слушание музыки и параллельный зрительный ряд доставляет детям большое удовольствие. Они эмоционально реагируют на нее, накапливают опыт музыкальных впечатлений.

Одним из видов слушания музыки дома является также пение взрослых детям. Дети с интересом слушают некоторые песенки, требуя повторения вновь и вновь. Повторение является хорошим стимулом для развития памяти. Пойте для детей и вместе с детьми. Такое пение не только расширяет слуховые представления детей, но и развивает певческий голос.

Существует так называемый метод активного слушания музыки – здесь детям предлагается импровизировать танцевальные движения в процессе прослушивания музыки, а также выполнять какие – либо игровые действия в соответствии со звучащей музыкой. Например, если музыка задорная, веселая – можно поскакать или перебрасываться мячом, если музыка лиричная, спокойная – дайте ребенку ленту или цветок в руки и вы увидите, что характер его движений изменится.

Сочините вместе с ребенком музыкальную сказку – балет. Сначала придумайте сюжет, затем подберите музыкальные иллюстрации к сказке, которые характеризовали бы персонажей. Вы читаете либретто к вашей сказке – балету, а ребенок под музыку импровизирует в разных музыкальных образах.

Уважаемые родители! Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника, понимающего музыку и знающего ее. Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного.

Главное, не спешите заставлять детей слушать современную «взрослую» музыку, хотя изолировать от нее совсем не нужно. Дети должны слушать разную музыку.

И еще одно пожелание – не надо слушать ОЧЕНЬ ГРОМКУЮ музыку. От громкости звучания качество восприятия музыки не улучшается, а наоборот портится. Приучайте своих детей слушать не громкую, тихую музыку, и пусть они с самого раннего возраста окунутся в прекрасный мир волшебных звуков, который называется – МУЗЫКА!

 
Консультация для родителей дошкольников "Польза детской хореографии"

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был сильным, гибким и уверенным в себе. Все это ему может дать хореография. Многие родители напрасно считают, что если ребенок начал заниматься танцами, то он обязательно должен тать профессиональным танцором.

Хореография развивает личность ребенка:
коммуникативное развитие: умение общаться со сверстниками, слушать и слышать партнера, танцуя в паре, устанавливать контакт, действовать сообща, синхронно;
эмоционально-волевую сферу: настойчивость, выносливость, целеустремленность;
интеллектуальное развитие: развивается мышечная память. воображение, мышление, речь, улучшается внимание;
физическое развитие: развитие координации движений. умение чувствовать и владеть своим телом.

Кроме того развивает музыкальный вкус, слух, чувства ритма. Укрепляет физическое здоровье ребенка.

В 3-летнем возрасте ребенок отличается превосходной гибкостью и пластичностью и поэтому большинство гимнастических элементов может делать с легкостью. в то время как взрослым приходится ежедневно прорабатывать свое тело, чтобы вернуть ему "детскую гибкость" и пластичность. Тренированные мышцы, красивая осанка придадут уверенности вашему ребенку, повысят самооценку. что позволит с легкостью добиваться поставленных целей.

Хочется отметить что хореография очень полезна для мальчиков. Танцуя в паре с девочкой, он, ощутив ее нежность и грациозность. всегда с уважением и трепетом будет относится к женщине в будущем. занятия танцами позволяют ему дать выход энергии, зарядиться бодростью и получить положительные эмоции.

Специалистами давно подмечено, что дети. занимающиеся хореографией имеют острый ум, хорошую память, дисциплинированы, собраны и трудолюбивы. Занятия танцами социализируют детей, развивают всесторонне и приучают к внутренней дисциплине.

Помните, если ребенку нравятся занятия хореографией пусть занимается на радость вам и себе!

Влияние музыки на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.

Адаптация - самая первая и важная ступень в образовательном процессе. Главная цель адаптации – приспособление детей к новым условиям существования – к детскому саду. Основной задачей следует считать достижение благополучного психоэмоционального состояния детей.

Каждому малышу в период адаптации к детскому саду приходится преодолевать множество трудностей: эмоциональное напряжение, чувство тревоги, стресс. Для создания благоприятной психологической обстановки в этот важный период жизни ребенка можно и нужно использовать различную музыку. Еще в глубокой древности было замечено благотворное влияние музыки на организм человека. Наши предки лечили музыкой людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно - сосудистой и дыхательной системы. Ученые доказали, что музыка активно влияет на интеллектуальное и физическое развитие человека. На музыкальных занятиях самые стеснительные и зажатые малыши легко раскрепощаются, у них поднимается настроение, повышается двигательная активность.

Получая положительный эмоциональный заряд, ребенок постепенно становится более открытым, смелым с окружающими, активнее начинает разговаривать, взаимодействовать со взрослыми и детьми. А главное, у детей постепенно развивается музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Хочется отметить особую роль семьи в музыкальном воспитании детей. Любой родитель хочет видеть своего ребенка счастливым человеком, живущим в гармонии с природой, людьми и самим собой.

Именно музыка поможет быстро адаптироваться к условиям детского сада и развить творческие способности ребенка, познакомить его с миром искусства и сформировать эстетический вкус. Поэтому хочется дать несколько советов родителям:
1. Подбирайте и включайте малышу музыку в соответствии с возрастом. Это могут быть песни из мультфильмов, песенки авторов Железновых. Екатерина и Сергей Железновы (дочь и отец) создали музыкальную методику раннего развития, которая предназначена для самых маленьких детей и для детей старшего дошкольного возраста. Она так и называется «Музыка с мамой». Это песенки с движениями. Их можно исполнять всей семьей.
2. Включайте на ночь спокойную музыку, тогда малыш будет хорошо засыпать. Здесь можно использовать музыку Рушеля Блаво. Это известный доктор, музыкальный терапевт, который исследовал влияние музыки на человека и создал лечебную музыку для сна и расслабления. Эту музыку можно найти в интернете.
3. Включайте музыку фоном ребенку, когда он играет, учитывая его психологические особенности.
4. Всегда посещайте культурно-досуговые мероприятия и праздники в детском саду. Таким образом, вы окажете моральную поддержку своему ребенку и настроите его на успех.

Музыка – это универсальный инструмент воздействия на человека. Ведь, при погружение в музыкальное произведение, сначала возникает чувство, а затем появляются образы. Ребенок, находящийся в атмосфере радости, будет стремиться в неё попасть снова и снова, а музыка несёт радость и хорошее настроение. Дети будут с охотой ходить в детский сад и с нетерпением ждать новых музыкальных встреч с песнями, музыкальными инструментами, играми и танцами. Ведь главная задача для успешной адаптации детей - это охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия.

 «Музыка для ребенка»

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ними открыть дверь в этот мир, надо развивать у них способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции. В самом раннем возрасте ребенок выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Дети постарше способны осмыслить некоторые связи между явлениями, сделать простейшее общения – определить, например характер музыки. Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если тот не привлекает к ней особого интереса. Они надеются, что наличие у ребенка предпосылок музыкального развития само по себе обеспечивает ему любовь к музыке. Мнение это ошибочно.

Не случайно Д.Д. Шостакович говорил, что любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Первый опыт такой деятельности, ребенок получает в семье, слушая радио, пластинки, пение взрослых. Конечно нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности. Вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития является совместное восприятие музыки. Дети, как известно, часто обращаются к взрослым с просьбой принять участие в совместной деятельности: настойчиво призывают что-то вместе послушать, спеть ,а то и сплясать. К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев родители ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем музыка помогает устанавливать контакт между взрослым и ребенком.

На это указывал известный педагог В.А.Сухомлинский, который использовал ситуацию совместного восприятия музыки для установления более близких и доверительных отношений между учителем и учеником.

В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для вас, и в участии ребенка в вашем танце, и разумеется, в совместном слушании музыки. В процессе совместного восприятия, у ребенка возникает желание поделится своими чувствами со взрослым. Потребность в общей, сходной с родительской, оценке услышанного. Это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым. и для начального этапа обучения слушанию музыки.

Итак, вы решили привлечь своего ребенка к совместному восприятию музыки. Но как это сделать? С чего начать? Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь в начале самостоятельно почувствовать, понять произведение, которое подобрали для ребенка. Музыка передает настроение и мысли композитора. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением, с ясной мелодией. Например: из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Новая кукла»,» Песня жаворонка».

С интересом дети слушают музыку в исполнении оркестра народных инструментов или симфонического оркестра. Многие родители почему-то считают симфоническую музыку скучной, сложной для восприятия. Но попытайтесь вслушаться в такую музыку, осознайте те чувства, настроения, которые она рождает у вас, и вы убедитесь, что подобная музыка дает богатейший материал для домашних прослушиваний.

Дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового и маршевого характера, любят колыбельные. Конечно чтобы удачно отобрать произведения для прослушивания, нужно знать творчество многих композиторов, ориентироваться в характере и жанрах музыки.

Как же учить ребенка слушать музыку? Большинство родителей считают наилучшими из них обучение в специальной школе, или у педагога.

В какой то мере они правы: ребенок умеющий играть и слушает музыку по другому. Но это не единственный путь приобщения к миру музыки. По мнению специалистов в области музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского. Н.А.Ветлугиной. чем раньше в жизнь ребенка войдет музыка, тем больше влияние окажет она на становление его духовных качеств. Однако на первых этапах восприятия малышом музыки ему нужен помощник. И очень полезно, когда таким помощником становится близкий человек.

Помощь родителей не сводится только к подбору пластинок и включению их для прослушивания, лучше всего если родитель садится рядом и вместе с ребенком погружается в мир музыки. В противном случае ребенок не сможет даже сосредоточится на звуках.

Очень интересны также проявления музыкальности у дошкольников, слушающих музыку вместе со сверстниками. У них возрастает эмоциональная отзывчивость: дети стремятся как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности. Известно, что дети начинают правильно петь мелодию довольно поздно, а вот движения под музыку очень характерны даже для самых маленьких. Присутствие сверстника делают детей более инициативными и раскованными. Стремление же к максимальной выразительности исполнения музыки – одно из важных условий успешного музыкального развития ребенка.

Есть некоторые общие принципы в системе подбора произведений: музыка должна быть доступной пониманию дошкольника, постепенно усложняться по своему содержанию, быть приятной и полезной. Время прослушивания музыки необходимо ограничивать.

«Музыка, игры, танцы, движения – путь в мир фантазий и воображения!»

В современной дошкольной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности. Игра для детей нужна, как воздух, как пища для приобретения социального опыта, развития творческих способностей, тренировки тела и совершенствования душевных качеств.

В игре они познают мир, отношения в этом мире, примеряют на себя привлекательные для них роли, учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть всё, что интересует, беспокоит, увлекает, дети отображают в игре. Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребенок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются инициатива, изобретательность, организаторские способности. Таким образом, игра является необходимым условием и средством воспитания и обучения счастливой, гармонично развитой личности – а это наше общее дело (педагогов и родителей)

Ещё одним не менее важным условием развития и воспитания является её величество Музыка. Она затрагивает самые тонкие струны души, будит светлые чувства, вызывает положительные эмоции и неподдельный интерес у детей. Моё сердце радостно ликует, когда я вижу удивлённые, широко раскрытые глаза малышей, прислушивающихся к пению, их радостные возгласы и движения навстречу прекрасному! Все дети любят музыку, все дети любят играть. А если музыка соединятся с игрой и возникает музыкальная игра, то её положительный эффект трудно переоценить. Начиная с раннего возраста, на музыкальных занятиях мы играем в музыкальные игры.
Музыкальная игра является одним из самых привлекательных видов деятельности для детей. Она дарит яркие эмоции, вызывает большой интерес и желание двигаться, развивая при этом все жизненные процессы. Уже давно известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и движения. Ещё в Древней Греции знали, что основой прекрасного является гармония. По мнению Платона, «лучший метод воспитания… выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Благодаря ему ритм и гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим». Исследования Ю.Змановского, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева и др. так же доказывают взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений. Связь между музыкой и движениями очевидна и не ограничивается только согласованностью их общего характера. Движение позволяет полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь, придаёт движению лёгкость, ритмичность, выразительность. Двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. Недаром в народе говорят «Движение – это жизнь» или «Подвижный ребёнок – умный ребёнок».

Итак, музыкальная игра является прекрасным средством воспитания ребёнка, способствует формированию эстетического вкуса, развитию ловкости, смекалки, творчества. В детском саду знакомство с музыкальными играми происходит на музыкальных занятиях. Дети с радостью приходят в музыкальный зал. Произносишь волшебное слово «игра» и загорелись глазки, заалели щёчки у детей. Вот оно – столь драгоценное детское внимание! И тут уж не зевай – объясни правила игры чётко, понятно, доступно. Увлеки за собой всех яркими атрибутами, эмоциональными жестами, увлекательной интонацией - будь актёром во всём! И результат не заставит долго ждать. С каждым днём, с каждой новой музыкальной игрой ребёнок всё больше раскрывается, раскрепощается, становится ловким, пластичным, артистичным. «Ещё! Ещё играть!» - просят ребята, но временные рамки не позволяют откликнуться на их просьбу. «А мы будем играть в самолёт?» - шепчет мне на ухо Стасик. «Кот и мышки» - шепчет Сонечка. Ну как тут не задуматься о проблеме высокой двигательной активности детей и невозможностью её реализации на музыкальном занятии!

Наилучшее решение этой проблемы – объединение участников педагогического процесса и их направленность на достижение общей цели, а именно: обеспечение положительной динамики в развитии музыкально - двигательных способностей, эмоциональных и творческих проявлений у дошкольников средствами широкого спектра музыкальных игр в единой системе: «образовательная деятельность – мероприятие – повседневная жизнь дошкольника».

Родители являются первыми и главными воспитателями своего ребёнка. Мы знаем, что вы всегда готовы к сотрудничеству и цель у нас одна – благородная: воспитание хорошего человека, гармонично развитой личности. Убедительно призываю вас к совместному решению одной из задач: развивать музыкальные способности детей, танцевально – двигательное творчество с помощью музыкальных игр.

Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой. Игры помогут достичь того, что образовательный процесс станет более ярким и эмоционально обогащенным.

Существует множество музыкальных игр, благодаря которым у дошкольников развивается образное мышление, улучшается музыкальный слух, дети более сосредоточенно вслушиваются в изменения музыки, и, если у них есть стимул выиграть, тогда музыкальные игры им приносят массу положительных, необходимых каждому ребенку, эмоций.

Картотека музыкальных игр и творческих этюдов на развитие танцевально - двигательного творчества, расположенная на музыкальной страничке сайта МДОУ «Детский сад № 10 «Россияночка» г.Семёнова Нижегородской области (раздел психолого – педагогическое сопровождение Салтыкова С.К.), поможет вам познакомиться с музыкальными играми для детей старшего дошкольного возраста. В приложении вы найдёте карточки с музыкальными заданиями и музыкальный репертуар к играм. Многие игры можно организовать в кругу семьи - они интересны ребёнку и взрослому и не требуют большой подготовки.

Играйте с детьми в музыкальные игры! Спешите в мир творчества и воображения! Дерзайте, развивайте, воспитывайте творчески одарённую личность в каждом ребёнке!

поделиться в:

Интернет-ресурсы: